1954 г. Создан филиал Государственного союзного опытно-конструкторского бюро (ГС ОКБ-213) имени Серго Орджоникидзе (г. Саратов), в составе  работников основного ОКБ-213 и Энгельсского приборостроительного завода п/я 13. Филиалу присвоено наименование п/я 12. Начальником филиала п/я 12 назначен Шкитов Михаил Сергеевич. Разработан новый чувствительный элемент датчика - витая трубчатая пружина. На его основе впервые освоено производство  точных малогабаритных датчиков давления  для авиационной и ракетно-космической техники, обеспечивших создание первых стратегических бомбардировщиков ТУ- 95 и межконтинентальных баллистических ракет Р-7.

 

1957 г. Начальником филиала Государственного союзного опытно-конструкторского бюро п/я 12 назначен Александр Иванович Глухарёв. Под его руководством были организованы: бюро нормализации и стандартизации, электротехническая лаборатория, испытательная лаборатория, лаборатория чувствительных элементов, группа по испытательному оборудованию, обеспечившие унификацию и серийный выпуск приборов давления для авиации и ракетно-космической техники. Разработаны датчики давления 29 номенклатур в том числе, дистанционные датчики давления типа ЭДД, ЭДП, ЭДУ и ДМ, сигнализаторы давления типа ЭС, обеспечившие успешную работу телеметрической и регистрирующей аппаратуры на ракетоносителе «Восток» с первым искусственным спутником Земли.

1957-1962 г. Для авиационной и ракетно-космической техники разрабатываются малогабаритные датчики давления типа МД-Т, датчики типа ДП и повышенной точности ДТ, датчики контроля работы двигателей, индуктивные датчики давления типа ИД, ИДТ (ДИМ) и на их базе – индуктивные манометры ИМД, сигнализаторы давления типа МСТ, МСТВ, 2СГ, манометры типа НТМ, датчики индикаторы кислорода для самолетов ТУ-134, МиГ-25, вертолетов Ми-2.ракетоносителя «Восток» с первым космонавтом на борту Ю.А. Гагариным.

1960 г. Организованы: участок макетирования, лаборатория измерительных средств, бригада по потенциометрическим датчикам, группа по точным датчикам, малогабаритным датчикам, сигнализаторам и реле давления, по дистанционным манометрам и гидропульсаторам. Выработаны оптимальные решения при проектировании датчиковой аппаратуры по измерению давления, перепада давлений и индикации. Разработаны унифицированные ряды дистанционных теплостойких манометров для измерения давления типа ДИМ, ТДУ, ТДП-А, 2ЭДМТ, электрические малогабаритные манометры типа МВ, масломеры типа МГ, указатели контроля топлива для самолетов ТУ-95, ТУ-134, МиГ-25, вертолетов МИ-2.

1962 г. Для предприятия построен отдельный корпус. Филиал п/я 12 преобразуется в самостоятельное ОКБ и назначается головным в авиационной промышленности по разработке приборов измерения давлений и приборов сигнализации помпажа. Начальнику ОКБ А.И. Глухарёву присвоен статус главного конструктора.Для  самолетов семейства ТУ, МиГ, вертолетов Ми создаются дистанционные индуктивные манометры типа МИ, телеметрические датчики давления типа 2МД-Т, датчики давления типа ДИ-Г, обратной связи типа ДОС, индуктивные манометры типа МИ, малогабаритные реле давления типа 2СМ, приборы обнаружения помпажа (ПВ, ПВС, ДОЛ, СПТ- 88 и др.), организуется экспериментальная база для разработки и серийного выпуска сигнализаторов помпажа, разрабатываются усовершенствованные приборы давления для ракетоносителя «Восток».

1967 г. ОКБ переименовано в п/я А-7626, открытое наименование – Приборостроительное конструкторское бюро (ПКБ) «Сигнал».Разработаны датчики автоконтроля теплостойкие типа ДАТ, теплостойкие манометры давления ДИМ,ММИ, указатели режимов работы двигателей типа УР, указатели типа УИ, дифференциальные датчики давления ПДД, ДДИ, датчики обратной связи ДОС,ДОСТ, малогабаритные датчики давления 2ДМП, сигнализаторы давления типа 3СД-С, МС, датчики-сигнализаторы засорения фильтров для самолетов семейства АН, МиГ, Су, самолетов Ту-154, Як-40, Ан-24, Ан-26, вертолетов Ми-2, Ми-4, Ка-26, Ка-27, новых ракетоносителей «Восход» и «Союз» для вывода на околоземную орбиту  космонавтов.

1976 г. ПКБ «Сигнал» вошло с Энгельсским приборостроительным заводом в Энгельсское производственное объединение, получившее наименование ЭПО «Сигнал». Разработаны измерители отношения давления типа ИОД для самолета ЯК-42, ИЛ-86, измерители режимов типа ИР для вертолета К-26М. Проведены разработки электронных систем обнаружения помпажа и вращающегося срыва типа ПС-Э, ПС-ЭВ и ПС-ЭТ для самолетов МИГ-23, Е-155МП, МИГ-29. комбинированных комплексных индикаторов контроля системы жизнеобеспечения с комплектом датчиков контроля давления для самолета МИГ-29, разработку модификаций индикаторов типа УИ, УОД, БК, ИП-БК для самолетов ИЛ-76, ИЛ-86, Як-42.Разработаны и усовершенствованы приборы давления для ракетоносителя «Союз» а также для системы жизнеобеспечения первой отечественной орбитальной станции «МИР».

90-е годы Разработаны и усовершенствованы датчики давления и сигнализаторы для самолетов Ту-204, ИЛ-114, ИЛ-96, Ан-124, Ан-72, вертолетов Ка-31, Ка-32, Ка-50, Ка-226. В 1992 г. ОКБ вышло из объединения ЭПО «Сигнал» и стало самостоятельным предприятием, именуемым «Энгельсское опытно-конструкторское бюро (ЭОКБ «Сигнал»).

 

2003 г. По решению собрания акционеров приказом № 72/5 ОАО «ДИМЭС» переименовано в ОАО Энгельсское ОКБ «Сигнал» имени А.И. Глухарева. 26 октября 2003 г. Открыта мемориальная доска в память об А.И. Глухарёве, первом главном конструкторе, основателе и создателе ОКБ. Январь 2004 г. ОКБ принято в состав участников ОАО НПЦ «Технокомплекс». 2004-2007 г.  Получена лицензия на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Получены лицензии на разработку и производство оборудования для атомных электростанций. 2005 г. Утверждена комплексная программа "Развитие Открытого акционерного общества Энгельсское опытно-конструкторское бюро "Сигнал" им. А.И.Глухарёва на 2006-2010 годы". Получен сертификат на соответствие системы менеджмента качества требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2000 и ГОСТ РВ 15.002-2003.

2005 г. Утверждена комплексная программа "Развитие Открытого акционерного общества Энгельсское опытно-конструкторское бюро "Сигнал" им. А.И.Глухарёва на 2006-2010 годы". Получен сертификат на соответствие системы менеджмента качества требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2000 и ГОСТ РВ 15.002-2003.

2006 г. Предприятие приняло участие в крупнейших международных и национальных выставках «Двигатели» (г. Москва), «Авиакосмические технологии и оборудование» (г. Казань), «Гидроавиасалон» (г. Геленджик), «Российская национальная выставка» (г. Пекин, Китай), «ИЛА» (Германия), где демонстрировалась как традиционная продукция, так и новейшие разработки.  Начата глубокая реконструкция предприятия с заменой устаревшего технологического, обрабатывающего и испытательного оборудования, ремонтом основного здания, строительством дополнительных зданий и сооружений для размещения служб и отделов. Введена в эксплуатацию пристройка с южной стороны основного здания. Предприятию вручена Международная премия "Лидер экономического развития". Премия ознаменовала публичное признание достижений ОКБ в возрождении отечественного авиапрома. Генеральному директору ОКБ была вручена Всероссийская премия "Руководитель года 2006".

Разработан на уровне изобретения датчик подачи газа на дыхание ДПГД для кислородной системы учебного самолета Як-130, а также для различных модификаций самолетов Су-27 и МИГ-29.  2007 г. Продукция предприятия эксплуатируется на объектах авиационной, ракетно-космической техники, наземных газотурбинных установках, входящих в состав ГПА и ГТЭС, мини-электростанциях, мини-ТЭЦ, на транспортных средствах, в компрессорных станциях магистральных трубопроводов, на газораспределительных станциях, пунктах и др. Разработана технология  изготовления точных датчиков давления  (ДАЕ, ДАЕ-Г) с единой выходной линейной характеристикой и емкостным преобразователем на основе металлостеклянных соединений, обладающих высокой временной стабильностью и  снабженных устройством для микропроцессорной обработки данных с достижением точности измерения 0,25%. Активное развитие CALS-технологий отмечено успешным завершением пилотного проекта автоматизации конструкторско-технологической подготовки производства на базе PDM системы управления инженерными данными T-FLEX. Международным центром инвестиционного консалтинга предприятие включено в Реестр национального развития - 2007, с выдачей Сертификата соответствия, подтверждающий отнесения ОКБ к группе наивысшей финансовой устойчивости, ему присвоена первая группа инвестиционной привлекательности.

2008 г. Организована и проведена на базе предприятия первая Международная конференция «Перспективы развития датчиков давления для электронных систем регулирования и диагностики авиационных ГТД», в которой приняли участие представители ведущих научных организаций в области авиастроения и предприятий-производителей авиационной техники. Решением конференции ОАО ЭОКБ «Сигнал» им А.И. Глухарёва определено ведущей организацией АССАД по разработке и испытаниям датчиков давления для систем автоматического управления и контроля авиационных двигателей. Проведена глубокая реконструкция предприятия с заменой устаревшего технологического, обрабатывающего и испытательного оборудования, завершен ремонт здания ОКБ, а также строительство дополнительных зданий и сооружений для размещения служб и отделов.

2007 - 2009 г. Разработан комплект емкостных датчиков типа ДАЕ-Т, отличающихся высокой временной стабильностью метрологических параметров (30 - 40 лет) для перспективного авиадвигателя ПС-90А2, предназначенный для самолетов серии ТУ и ИЛ. Модернизированы серийные датчики давления с заменой индуктивного преобразователя на емкостной (ДАТ-5КА, ДАТ-250К, ДАТ-1,6Ц, ДОТ-2,5МЕ). Разработаны путевые переключатели ППВ-2С, ППВД-2С во взрывозащищенном исполнении. Для современной авиационной техники разработаны малогабаритные сигнализаторы перепада давлений СПТ-МГ, сигнализаторы избыточного давления СД-МГА, сигнализатор перепада давлений на фильтре СПФ-1,2Э и ряд других изделий. Для газовой промышленности разработаны интеллектуальные датчики давления типа ДВГ и датчики температуры типа ДТВ с суммарной погрешностью 0,25% и цифровым выходом по интерфейсу. Разработан ряд датчиков давления типа ДД-КМ, ДД-КМЦ для агрегатов двигательных установок.

ОСНОВАТЕЛЬ ОКБ А.И. ГЛУХАРЁВ

Александр Иванович Глухарев родился в Калужской области 26 ноября 1919 года. С началом Великой Отечественной войны он, студент Московского авиационного института им. С. Орджоникидзе ушёл в ополчение, был тяжело ранен. Из госпиталя вернулся в институт, окончив его, работал на московских авиазаводах. В 1947-1949 годах Глухарев - главный технолог завода № 555 в Вильнюсе. И снова учёба, на этот раз в Академии авиационной промышленности (Москва). В 1951 году он направлен в Энгельс на завод № 878 главным инженером, где впоследствии стал заместителем директора завода. С 1 марта 1957 года приказом министра авиационной промышленности № 55/К Глухарев А.И. назначен исполняющим обязанности начальника филиала ОКБ, а в 1962 году начальником самостоятельного конструкторского бюро, которое Александр Иванович возглавлял до ноября 1979 года. О вкладе А.И. Глухарёва в развитие отрасли сказано: «Впервые создал теоретические основы проектирования приборов для измерения давления в жёстких эксплуатационных условиях (высокая и низкая температуры, вибрация и т.д.) и создал школу специалистов». Все отмечали глубокие энциклопедические знания Александра Ивановича: при обсуждении технических проблем механики его считали специалистом по механике, металлурги – металлургом, математики – математиком. Ежегодно на кульманах ОКБ было по 70-80 разработок, полтора десятка из них в течение года завершались, передавались в серийное производство, уступая место новым темам. Под руководством Глухарева созданы унифицированные ряды высокоточных и надежных манометрических приборов различных типов, обеспечивших измерение давления на всех объектах авиационной и ракетно-космической техники, создававшихся в 1957-1980 годах, в числе которых корабли «Восток» и «Союз», орбитальные станции «Салют» и «Мир», ракеты 8К63 до 8К69, 8К84 и 8К-62; самолёты серии «Ил», «Ту» «Ан», «Як», «Бе», «Миг», «Су», вертолеты «Ми», «Ка».

Множество оригинальных идей и нестандартных решений Глухарева было положено в основу конструкции высокоточных многоконтактных датчиков обратной связи, работающих в условиях космического холода, жары и вакуума, блестяще проявившие себя на космических аппаратах «Луна», «Марс», «Венера». Под руководством и при непосредственном участии Глухарева А.И созданы приборы, которые применяются на более 9700 типах объектов оборонной и гражданской техники, танках, судах на подводных крыльях, газоперекачивающих станциях и т.д. Разработки ОКБ базировались на заложенных Глухаревым А.И. принципах внутрипроектной и межпроектной унификации, что позволило обеспечить оборонную и авиационную отрасли промышленности необходимыми приборами силами одного серийного завода и сэкономить большое количество государственных средств. А.И. Глухарёв буквально совершил революцию в идеологии измерения давления, в создании особо надёжных приборов для авиационной и ракетно-космической техники. Под его руководством были созданы точные приборы с большим ресурсом работы, большими сроками хранения, с массой, уменьшенной в 2-10 раз, с высокой термостойкостью и вибростойкостью. Обладая исключительной надёжностью, эти приборы в течение нескольких десятков лет продолжают эксплуатироваться на всех типах летательных аппаратов.

Кроме технического и организационного таланта А.И. Глухарева отличала и огромная настойчивость в отстаивании новых идей. Так для решения инициированного им вопроса по замене на авиационных реактивных двигателях потенциометрических датчиков на индуктивные Глухарев добился проведения в министерстве авиационной промышленности серии совещаний с главными конструкторами и сумел доказать, что внедрению индуктивных приборов альтернативы нет. В итоге министр авиапромышленности П. В. Дементьев издал приказ о замене на объектах авиационной техники потенциометрических датчиков на индуктивные. Для решения вопросов о порядке замены приборов Глухарёв лично встречался с главными конструкторами и окончательно решил этот сложный организационно-технический вопрос.

Глухарев был образцом безграничной любви и преданности делу. Сказать, что он первым приходил на работу и последним уходил - ничего не сказать. Это был тип руководителя - полновластного «хозяина» предприятия, который всю свою неуёмную энергию вкладывал в дело, которое ему поручили. Александр Иванович сам принимал решение и сам отстаивал его перед любыми инстанциями Кроме конструирования приборов Глухарёв непрерывно совершенствовал и «конструкцию» самого предприятия, оперативно реформируя подразделения ОКБ, под стоящие перед предприятием задачи, опираясь на созданные творческие коллективы и всячески способствуя развитию талантов исполнителей. Для скорейшего вживания специалистов в коллектив ОКБ Глухарев создал систему, при которой каждый, приходивший на предприятие специалист, вначале проходил стажировку на всех основных участках производства и только после этого садился за кульман или же направлялся на тот участок производства, где специализировался в дальнейшем. Личная самоотдача, творческая инициатива, обаяние и справедливая требовательность к работникам позволила ему создать сплоченный творческий коллектив, способный решать самые сложные задачи. Глухарев А.И. любил свою работу, любил людей, которые работали рядом с ним, талант его был всеобъемлющ. Он был прирожденным учителем, был щедр и добр по отношению к тем, с кем работал. Это позволяет сегодня говорить о таком уникальном явлении как «ШКОЛА ГЛУХАРЕВА». «Школу Глухарёва» прошли десятки конструкторов, заметим: прошли, а не окончили, потому что Александр Иванович сам был в постоянном поиске и того же требовал от коллег. Благородный труд А.И. Глухарева был высоко оценен Родиной. За выполнение специальных заданий Правительства по созданию новых авиационной и ракетно-космической техники он был награжден орденами «Октябрьской революции», двумя «Трудового Красного знамени, двумя «Знак Почета» и одиннадцатью медалями. В ознаменование заслуг А.И. Глухарева в становлении и развитии предприятия в 2003г. в здании ОКБ была открыта мемориальная доска в память о А.И. Глухареве - первом главном конструкторе, основателе и создателе ОКБ. С этого же года предприятие стало носить его имя.